Я иду в школу

Я иду в школу

1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками – мамы, папы, бабушки, дедушки – все волнуются. Каково будет ребенку в школе, насколько успешно он будет овладевать программой? Но это зависит от того, каким он пришел в первый класс. К этому его готовит все дошкольное детство.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым, т.к. его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья. В 6 лет ребенок должен уметь ходить с разной скоростью, шаг его равномерный, широкий, бегает он легко и быстро. Овладевает и такими сложными движениями, как лазанье, прыжки с разбегу, приучается бегать на коньках, ходить на лыжах, умеет плавать. Разнообразны, ритмичны и пластичны его движения на музыкальных занятиях, он ловок, быстр в играх и упражнениях, когда надо , проявляет гибкость, силу. Укрепление нервной системы будущих школьников, охрана их зрения, формирование правильной осанки становятся важной заботой родителей.
Требует внимания развитие всех физических качеств ребенка – ловкости, гибкости, скорости, силы и такой важнейшей физической способности человека — выносливости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и 6-летнему ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.
Но одной физической готовности для успешного обучения в школе явно мало, необходима особая психологическая готовность к ней.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.
• Личностная готовность ребенка к школе, которая выражается в принятии им новой социальной роли – положения школьника с кругом иных, чем у дошкольника, обязанностей и прав, в отношении к школе, к учебной деятельности, к учителям. Ребенок должен хотеть идти в школу, не потому что ему купят новый рюкзак, пенал, а чтобы школа привлекала его своей главной деятельностью – учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники учатся очень неровно, их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, ему трудно достичь нужного результата. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, причина этого, как правило, результат ошибок воспитания детей («Вот пойдешь в школу там тебе покажут») . Очень важно сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. Для этого использовать разнообразные методы: семейное чтение художественной литературы, организация книжного уголка в семье для ребенка, просмотр фильмов, телепередач о школе с последующим обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей, рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, учение, книга, создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней, напирмер, в роли учителя.
• Волевая готовность ребенка к школе, ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, памятью, мышлением. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен поставить цель, наметить план действий, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия. Правда, это умение еще не устойчивое. Поэтому, родителям важно формировать у детей небоязнь трудностей( принятие их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями, что в дальнейшем поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут в первом классе.
• Интеллектуальная готовность. В это понятие входит: 1) определенный запас знаний и представлений ребенка об окружающем: к 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название нашей страны, ее столицы, а также имя и отчество своих родителей, кем они работают, должны ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках, знать месяцы, дни недели, текущий год, знать основные виды деревьев, цветов, должны дифференцировать домашних и диких животных, т.е. ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении; 2) сформированность мыслительных процессов: умение находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.