Если ребёнок дерётся

Если ребёнок дерётся

Довольно рано малыш замечает, что природа одарила его богатейшим арсеналом. Зубы, ногти, кулаки и ноги в тяжёлых ботинках – всё это можно использовать в качестве веских аргументов в любом споре. Однако по мере взросления агрессивное поведение ребёнка меняется. Кто-то, столкнувшись с ответной грубостью, находит другие пути решения конфликтов, а кого-то чужая агрессия, стимулирует к «гонке вооружений».
В отличие от словесной агрессии, физическая грубость может быть связана не только со стремлением причинить кому-то вред или защитить себя, но и с безудержным желанием ребёнка общаться с другими людьми или как-то повлиять на них. Например, окружающие могут принимать за рукоприкладство дружеские похлопывания кулаком по спине. Непоседливые дети часто толкают сверстников, чтобы заставить их живее реагировать на игру, быстрее двигаться. Для того, чтобы адекватно реагировать на детскую грубость, нужно отличать её от других видов активности.
От 1 до 3 лет
Ребёнок стремится заявить о себе, определить границы собственного «Я», и поэтому испытывает на прочность других. Только получив сдачи, он понимает, что, как говорят англичане, свобода его кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа. Грубые действия — единственный действенный способ продемонстрировать свои желания и добиться результата, поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита для того, чтобы вести дискуссию.
1. Научите малыша не задираться первым. Моментально прекращайте игру или разговор, если ребёнок начинает кусаться или драться. Объясняйте ваше поведение: «Ты дерёшься, поэтому я не буду играть в кубики!»
2. Развивайте речь ребёнка, обращая особое внимание на слова и фразы, которые помогут ему отстаивать свою позицию, например: «я дам тебе игрушку, когда поиграю», «сейчас моя очередь кататься», «не толкайся» и т.д.
3. Очень часто грубость малыша является отражением тех отношений, которые он наблюдает в семье. Если родители не церемонятся при общении друг с другом или используют физические наказания по отношению к ребёнку, он копирует эту модель поведения. Даже если он видит игривые шлепки или шутливые замахивания рукой, то чаще всего принимает их за агрессивные намерения. У ребёнка формируется убеждение, что для того, чтобы убедить человека в своей правоте или воздействовать на него, нужно применить силу.
4. Если ребёнок начинает кусаться или драться без видимой причины, подумайте, не хочет ли он есть, спать или в туалет. Чувство физического дискомфорта провоцирует маленьких детей на агрессию.
От 4 до 6 лет
Это наиболее агрессивный возраст, поскольку отношения ребёнка с миром становятся более сложными, а опыт реагирования на различные ситуации ещё очень ограничен. Грубость становится универсальным ответом на угрозу извне и отражением внутренних переживаний: страхов, ревности, зависти. Необходимо помочь ребёнку придумать другие способы демонстрации этих чувств.
1. Одним из самых продуктивных методов является выражение своей агрессии в играх и рисунках. Как правило, ребёнок сам предлагает сценарий, сюжет которого сильно напоминает какую-то реальную травмирующую ситуацию. После многократного воспроизведения событие теряет свою эмоциональную насыщенность и больше не вызывает страх.
2. Если ребёнок начинает проявлять агрессию во время активной игры, постарайтесь придать его действиям позитивный смысл. Например, если он стукнул вас кулаком, удивитесь, почему он так странно «погладил». Если же отпрыск разошёлся и ударил ногой — предположите, что он перепутал вас с мячом, и предложите поиграть в футбол. Таким образом вы можете ребёнку взять контроль над своими эмоциями.
3. Если ребёнок нарочно ломает игрушки, бросает вещи, его главной целью, скорее всего, является привлечение внимания. Не спешите ругать малыша. Спросите, что его так разозлило. Очень часто дети проявляют агрессию, когда при них кого-то хвалят. Своим поведением малыш как бы говорит: «Что, нравится рисунок этого противного Лёшки? А я вам сейчас испорчу настроение!» В подобных ситуациях нужно постараться найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка. В дальнейшем, подумайте, как ему помочь выделиться среди других детей. Например, он может угостить всех конфетами или принести в детский сад новую игрушку.
4. Не вырывайте из контекста ситуации эпизоды агрессивного поведения ребёнка. Далеко не всегда его грубость адресована именно тому человеку, по отношению к которому он её проявляет. Озвучив вслух имя обидчика (например: «Я знаю, что ты, на самом деле, сердишься не на брата, а на меня») и выразив свою поддержку, вы сможете погасить желание драться и кусаться.
Почему же ребенок дерется? Как он привлекает к себе внимание таким способом?
Допустим, мы имеем ребенка лет 4-7, который не очень хорошо умеет организовывать игры, да и участвовать в них тоже не очень умеет. Но ему же хочется играть с другими детьми, ему тоже хочется быть членом небольшой детской банды. Но его другие дети не берут в игру, ведь им с таким ребенком не интересно. И тогда такой ребенок делает что-то назло: он может подбежать и разрушить постройку, над которой остальные дети полчаса корпели, или он может подбежать и отобрать мяч или игрушку. И вот тут для него начинается веселье: все остальные дети за ним бегают, начинается потасовка, а потом его еще и взрослые поругают. В итоге ребенок полностью восполняет не хватающее ему внимание.
Конечно, в таком случае то, что ребенок дерется, является следствием других проблем. Такое поведение обычно появляется или года в 2-3, или при появлении младшего брата или сестренки.
Бывает, что дети проявляют агрессию только к другим детям, особенно безобидным. Как показывает практика, это бывает обычно с теми детьми, в воспитании которых используют физические наказания. Причем я говорю не о разовых инцидентах, а именно о системе наказания. Почему так происходит? Потому что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее. Что если рассердишься (ведь родители бьют детей практически всегда находясь в очень рассерженном состоянии), то можно ударить другого. И выбирают они обычно более слабых детей, тех, кто не может дать сдачу. Ведь что демонстрирует эта воспитательная система? «Кто сильнее, тот и прав». И такой малыш будет драться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои взгляды на воспитание ребенка, не научатся владеть собой и общаться со своим ребенком.
Подводя итог сказанному, что главное научить действовать в условиях конфликта, показать ему способы реагирования на обиду. И совсем не обязательно применять физическую силу.